Монастырь святого Мамаса
Монастырь и церковь святого Мамаса на Северном Кипре
Существую две версии возникновения монастыря св. Мамаса в Морфу (Гюзельюрт). По легенде, описанной у Леонтия Махераса в его Хронике, саркофаг с мощами святого Мамаса (святой родился около 260 года в Малой Азии, где и претерпел мученичество) был выброшен в море у берегов Малой Азии. Чудесным образом волны вынесли его к Кипру, где в бухте Морфу он и был обнаружен местным крестьянином, который при помощи своих сыновей повез его вглубь острова. Крестьяне удивились, что большой мраморный саркофаг практически ничего не весит. Когда они достигли места, где в настоящее время расположена церковь св. Мамаса, саркофаг вдруг стал таким тяжелым, что как они не старались, сдвинуть его не удалось. Они поняли, что это – знак свыше, поэтому оставили саркофаг на этом месте, а позднее возвели вокруг него церковь, посвященную святому. Позднее эта церковь, неоднократно перестроенная, стала главным храмом монастыря. Дату чудесного обретения саркофага хронист не указывает. Частичным подтверждением этой версии может служить тот факт, что мраморный саркофаг, который и сегодня можно видеть в церкви, действительно датируется третьим веком. По другой, недокументированной версии, монастырь был построен на месте языческого храма Афродиты в XII веке.
Об истории монастыря известно достаточно немного, в основном из иностранных документов. Так одно из самых ранних упоминаний монастыря можно найти в архивах Ватикана – это документ, датированный 30 мая 1510 года, согласно которому управление монастырем передается Дмитрию Дориа.
Известно, что в годы Османского правления (1571-1878 гг) монастырь св. Мамаса продолжает действовать как православный монастырь, несмотря на то, что очень многие церкви были преобразованы в мечети или разрушены. Монах Киево-Печерской Лавры, Василий Григорович-Барский, посетивший монастырь в конце июня 1727 года, в разгар турецкого правления, рассказывает о нем следующее: «Пробыв неделю в монастыре Киккос, мы отправились к Монастырю святого Маманта (в русской традиции святого именуют Мамант, Мамонт, Мамонтий), который расположен с западной стороны на расстоянии одной мили от моря, с восточной же стороны рядом с горой. Монастырь устройством своим подобен городу – с четырех сторон его окружают невысокие, но широкие и длинные стены с двумя большими воротами, похожими на городские. Ворота эти столь велики, что в них может проехать большая колесница. Здания построены из одинаково обработанных высеченных каменных глыб, белых и красивых, похожих на те, из которых построен храм святой Софии в Лефкосии (Никосии). Церковь мученика Маманта – красивое большое строение, самая красивая церковь, которой в настоящее время владеют христиане, поддерживаема десятью большими колоннами. В ней находятся три престола, как и в церкви монастыря Киккоса, однако литургия совершается только в центральной части у главного алтаря. Пол церкви выстлан камнем, икон двадцать и даже больше, дверей семь, из них главных – пять. Наверху церкви возвышается единая глава с восемью окнами. Церковь во всем прекрасна. Около правой стены стоит икона святого мученика Маманта и мраморный саркофаг. Некоторые говорят, что в саркофаге находятся мощи, другие – что мощей там нет, что более вероятно, потому что в Турецкой земле в наше время мало где сохранились мощи. Стоит же церковь посреди монастыря, не соприкасаясь с другими зданиями, ее окружают монашеские кельи, расположенные на двух этажах. Во времена христианства обитель та была богата, в ней жили много иноков, сейчас же убога и иноков мало. Как говорят люди, это потому, что находится она рядом с городом, где половина населения – турки, а половина – христиане. Турки налагают на христиан тяжелые дани, потому что завидуют красивому строению. Агаряне (турки) хотели отнять у иноков монастырь и превратить церковь в мечеть для богомолений своих. В то время турки еще не жили рядом с монастырем, только останавливались там иногда при случае, или оставались на ночлег, поэтому своего капища там не имели и хотели отнять для себя церковь. Игумен, возглавлявший обитель в то время, пообещал агарянам построить для них новое капище, что и выполнил, освободив таким образом обитель от рук неверных.» Григорович-Барский не только оставил описание монастыря, но и рисунок, глядя на который можно представить себе монастырь в те годы.
Существует краткое описание монастырских строений, датируемое 1911 годом. В нем говорится, что монастырские здания построены в готическом стиле, в чем-то похожи на монастырь Беллапаис. Эти постройки были снесены в начале XX века из-за крайнего обветшания. Известно, что с 1848 года в них располагалась школа, где преподавали элементарное чтение и письмо.
Монастырь построен с использованием архитектурных элементов, оставшихся от более ранних построек – например, колонны с коринфскими капителями.
Церковь, которую мы видим сегодня, построена в начале XVI века знатным киприотом Евгениосом Синклитикосом. Раскопки 1958 года показали, что церковь построена на руинах Византийской церкви, которая, в свою очередь, построена на руинах ранне-христианской базилики. Церковь св.Мамаса является одним из самых любопытных образцов Франко-Византийского стиля на Кипре, вероятнее всего она была построена тем же архитектором, что и церковь в Монастыре св. Неофитоса в Пафосе. За годы своего существования церковь неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Последние крупные реставрационные работы были проведены в 1907-1918 годах– перекрыта крыша, заменены двери, построена колокольня (архитектор Георгиос Ассиотис из Каимакли), возведены новые и разрушены старые кельи, появилось изображение св. Мамаса рядом со входом в церковь.
В церкви находится саркофаг св. Мамаса, расположенный ниже современного уровня пола. Саркофаг вмурован в стену таким образом, что его можно видеть как изнутри, так и снаружи здания. Очевидно, что саркофаг был взломан. Согласно Барскому, во время Османского правления саркофаг пострадал от охотников за сокровищами. Начиная с XV века отмечается мироточение из саркофага святого 2 сентября (день памяти св. Мамаса). О чуде мироточения свидетельствуют инок Зосима, посетивший монастырь в 1419-1421 годах, и кармелит Ле Гуин. Другой путешественник, Томазо Поркаччи, посетивший монастырь в 1576 году, через пять лет после того, как Кипр был захвачен Османской империей, писал: « В Морфу, могила св. Мамоло, называемого здесь Мамасом, выделяет воду, или какую-то похожую жидкость, которая, как они говорят, помогает от многих болезней и штормов на море». Во время раскопок 1958 года была обнаружена небольшая бутылочка, в которой находилось миро.
Трехрядный иконостас (местный ряд, праздничный ряд, деисус) церкви св. Мамаса создан неизвестным мастером в XVI веке. Иконы деисусного ряда (слева направо: архангел Михаил, апостол Петр, Богородица, Иисус Вседержитель, Иоанн Креститель, апостол Павел, архангел Гавриил) и иконы местного ряда (Иоанн Богослов, Богородица, Иисус Вседержитель, Иоанн Креститель) написаны в XVI веке, иконы праздничного ряда – в XIX. Небольшие переносные иконы, расположенные рядом с иконами местного чина, принадлежат кисти известного кипрского иконописца отца Калиникоса из монастыря Ставровуни и созданы в 1960 году.
В церкви св. Мамаса почитали не только самого Мамаса, но и св. Димитрия и св. Геория (покровителей Морфу) – над саркофагом св. Мамоса помещены иконы всех трех святых. Также в церкви обращают на себя внимания два житийных цикла икон, посвященных жизни и мученичеству св. Мамаса. Более древний из них, датируемый XVI веком, расположен над саркофагом святого. Более поздний XIX века, объединяет жития св. Мамаса, св. Димитрия и св. Георгия, расположен на северной стене церкви.